На главную Карта сайта Написать нам
Неправительственные Организации Кыргызстана :. Кой-Ташская встреча


  На главную
  Что такое НПО
  Национальный Форум Нпо
  2007
  Фотогалерея
  Публикации
  Новости
  Особое мнение
  Форум
  Контакты
  Вопросы и ответы

Сегодня:
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29












     Кой-Ташская встреча

КОЙ-ТАШСКАЯ ПЛАТФОРМА

     15 мая 2007 г., село Кой-Таш

Региональный Форум НПО, проведенный в селе Кой-Таш, продемонстрировал готовность представителей сектора в необходимости обсуждения и участия гражданского общества в процессах происходящих в стране в последнее время. Общество обеспокоено возможными угрозами социально-политического, экономического характера, процессами торможения в развитии страны. В целях обсуждения сложившейся ситуации рабочими группами форума, по направлению «внешние угрозы» и «внутренние проблемы», был подготовлен данный документ, в котором представлен весь спектр обсуждаемых проблем и, возможно, повестка для следующих встреч на Форумах, в более расширенном формате – Бишкекском, национальном и, возможно, региональном.

Группа «Внешние угрозы». Наиболее актуальными угрозами и проблемами в Кыргызстане, на сегодняшний день, являются: - Радикализация политических процессов в стране , в последнее время несет в себе потенциал деструктивного порядка. Происходят обратные процессы - тем, которые должны быть в стране, в переходных период, период становления государственности, единой нации, единого народа. В настоящее время мы наблюдаем процессы: деконсолидации, противостояния и размежевания, политическая борьба происходит не на уровне парламентских и партийных дискуссий, она «вышла» за рамки институционального пространства, на улицы и площади городов и сел. Высокий уровень политизации населения, усиливает ощущение тревоги и уверенности в завтрашнем дне. Перманентное перераспределение ресурсов (материальных, административных, символических и иных) способствует усилению напряженности в местных сообществах. В связи с этим многие местные сообщества в настоящий момент вынуждены заниматься пересмотром сложившихся отношений.

Уровни усиливающегося противостояния:

· региональный

· кланово-корпоративный

· меж этнический

· уровень - местные/пришлые

· управленческий уровень – центр/регион/область/село

· уровень власть/оппозиция (оппозиции)

· социально-экономический

- Ухудшение качества общественно-политической дискуссии

Власть - ГО . За последние 10-15 лет гражданский сектор значительно усилил свой потенциал в организационном, образовательном, институциональном плане. Однако взаимодействие ГО и власти так и осталось на уровне начала 90-х. С взрослением гражданских организаций, отношение власти к ним как к «неразумным детям» не переросло в отношение партнерское, равного с равным. Отношение же общества и гражданских организаций к государству весьма противоречиво: с одной стороны НПО ожидают или требуют покровительства, содействия от государства, а с другой стороны проявляют недоверие к государству и отчуждение от него. Такое позиционирование государства и общества по отношению друг к другу не способствует построению нормальных, демократических процедур.

В стране не завершен процесс формирования демократических институтов, большинство из них так и остались декларативными, формальными. Формально институты электоральной, выборной демократии выстроены и функционируют, однако, другого важного этапа демократии, обеспечивающего публичный контроль над выбранной властью в период между выборами нет. Не работают форматы и процедуры, обеспечивающие диалог между властью и обществом. Отсюда необходимость создания институциональной способности власти и общества сотрудничать в деле создания механизмов такой государственной политики, которая бы в процессе принятия политических решений определяла и учитывала интересы разных общественных групп

Низкий уровень легитимности. Правовой нигилизм и низкий уровень легитимности принятия политических решений получили свое обоснование в революционной (ситуационной) целесообразности и в своеобразно понимаемой справедливости. На обозначенные выше концептуальные проблемы накладываются и проблемы, порожденные реальной практикой. В марте 2005 г. кыргызстанское общество получило прямой и недвусмысленный урок, который состоит в том, что в нашей стране добиться своих законных прав, интересов и целей можно только силой или угрозой силы. К сожалению, такой инструмент «эффективного» решения вопросов стал доминировать в социальной и политической практике.

Возможности конструктивного решения проблемных моментов в стране . Последние процессы выявили необходимость построения институтов и способов по коммуникации конфликтных сторон, при спорных вопросах, как местного, так и национального значения.

- Угроза утери влияния со стороны НПО на демократические процессы

По реформе Кодекса о выборах в КР. Выборность органов государственной власти обоснованно рассматривается как один из основных признаков демократии в обществе. Гражданский сектор не может ограничивать себя лишь проведением мониторинга избирательного процесса. Необходимо формировать и разрабатывать ясные и прозрачные механизмы, заложенные в новый Кодекс о выборах в КР. В преддверии изменений избирательного законодательства важно гармонизировать его с международными обязательствами, не продолжая традицию противоречия национального законодательства международным нормам. В частности, это касается слабой представленностью или полным исключением из высшего политического руководства таких социальных групп как женщины, молодежь и этнические меньшинства.

Рекомендации:

1. Возможность (Право) общественных организаций НПО участвовать в агитации.

2. Квотирование мест партийных списков для молодежи до 35 лет.

3. Уменьшение избирательного залога на 50 %.

4. Квотирование мест партийных списков для женщин: преференции для партий, вводящих двойное квотирование в списках кандидатов: при этом, не только учет пропорций кандидатов – женщин и мужчин, но и их очередность в списке («В списке кандидатов от партии в каждой тройке должны быть представители обоих полов»).

5. По мажоритарной системе - специальные меры через формирование трехмандатных округов (мужской, женский и смешанный списки кандидатов).

Предусмотренные мероприятия:

1. Представительство НПО в составе рабочей группы (при администрации Президента) по разработке Кодекса о выборах;

2. Разработке проекта Кодекса о выборах, с рекомендациями от сектора НПО.

3. Проведение конференции с участием представителей женских НПО и молодежных организаций

4. Информационная компания сектора в данном направлении. Популяризация сектора, его вклад в развитие демократических принципов в стране.

- Десекуляризация . Исключение из Конституции КР определения страны как светского государства – результат интересов консервативных групп, подобные меры демонстрирует откат от демократических завоеваний и ограничение прав человека, усиливая реакционные тенденции в общественно-политической жизни. Инициативы ряда государственных деятелей, в числе которых попытка установления контроля со стороны государства за деятельностью НПО, дискриминационные меры в отношении политических, социальных и репродуктивных прав граждан - активно формируют консервативное общественное мнение. Подобные примеры из кыргызстанской практики :

· запрет на репродуктивное образование школьников;

· попытки внедрения в школьную программу религиозного компонента;

· запрет абортов по социальным показаниям;

· инициативы по декриминализации многоженства и кражи невест и т.д.

Усиливается политизация религии, и вмешательство ее институтов в дела семьи, школы, государства, что может в конечном итоге привести к отказу от одного из главных демократических принципов секуляризации - отделения религии от государства и школы. Религиозные вопросы, бесспорно являющиеся частью прав человека и основанные на индивидуальной свободе вероисповедания, переводятся из частной сферы в публичную, становятся основанием для политической мобилизации. Отсутствие четкой политической воли государства усугубляется наличием в публичном информационном пространстве, в том числе - на единственном общенациональном государственном телевизионном канале систематической пропаганды патриархальных и религиозных ценностей.

Группа «Внутренние проблемы».

- Механизмы взаимодействия / стратегии внутрисекторного диалога . Сегодня в Кыргызстане зарегистрировано более 8000 НПО (согласно исследованию АЦПГО 2006г), из них активно действующими являются более 500. В последние годы произошел количественный и качественный рост организаций в секторе. Расширяется спектр проблем и целевых групп, на которые направлена разнообразная деятельность НПО . Существующие внутренние проблемы:

· Иерархичность отношений между НПО;

· Маргинализация, непризнания ряда направлений деятельности, что приводит к исключению таких организаций из внутрисекторного диалога и взаимодействия.

Меры. Сохраняя разнообразие, тематическую специализацию и многовекторность направлений деятельности НПО, важно выработать механизмы солидарности, согласования интересов для коллективного реагирования на внутренние и внешние вызовы, консолидации усилий по ряду ключевых вопросов.

- Самоопределение . Последние события в стране дали достаточно сильный импульс для активизации общественных дискуссий о природе общества, которое строит наша страна, в том числе – об ориентирах и смыслах практической деятельности неправительственных организаций. Одной из важных задач неправительственного сектора является преодоление недостаточного представления о природе гражданского общества, его ценностных основах и этики, что существенно влияет и на саму повестку дня и на ценность и эффективность практических акций субъектов гражданского общества.

Проблемные точки понимания :

· Понимание функций и роли сектора НПО на уровне общества, социума, государства;

· Отождествление деятельности сектора НПО и понятия «гражданское общество»;

· Взаимоотношения и стратегия по отношению к «неформальной» (неинституционализированной) части общества.

Все эти вопросы лежат в основе предложений по активизации познания и самопознания гражданского общества, силами представителей НПО. Поиск собственной самоидентичности ускоряется и благодаря политической среде. Неблагоприятная политическая среда приводит к политизации неправительственного сектора, настойчивым призывам к гражданской зрелости и дискуссиям о роли третьего сектора в развитии страны.

- Повышение внутреннего потенциала (институциональное развитие НПО, его устойчивость).

Программы институционального развития НПО , предлагаемые международными донорскими организациями, кажется непродуманными и неадаптированными для местных НПО и контекста деятельности. Основные вопросы построения потенциала все еще остается прерогативой доноров, и им следует задуматься над созданием более долгосрочных программ по построению потенциала, и вовлекать в построение этого процесса самих участников НПО.

Лидерство и управление являются наиболее важными факторами эффективности и жизнеспособности организации. Необходимо готовить следующее поколение активных и перспективных лидеров НПО. В настоящее время почти не проводятся (существенно сократилось) количество тренингов для нового поколения лидеров. В свое время подобное обучение сыграло существенную роль в наращивании потенциала НПО и формирования лидеров сектора нынешнего поколения. Накопленный опыт лидерства в НПО не передается более опытными лидерами - новым лидерам и существует некая отдаленность между ними, и в какой-то мере непризнание друг друга. Это во многом ослабляет сектор и консолидацию его потенциала. Таким образом, сегодняшние лидеры должны собраться и согласовать некую стратегию развития лидерства в секторе, и возможно выработать некоторую программу обучения.

- Влияние НПО . События 24 марта 2005 года показали все еще низкий уровень влияния сектора на процесс принятия общественно значимых решений. Красноречиво этот процесс иллюстрирует принятие Конституции КР в декабре 2006 года. Для усиления возрастания влияния роли сектора НПО на демократические процессы в государстве необходимо выстраивать постоянное, системное взаимодействие с властью, бизнесом и другими основными акторами, влияющими на политику в государстве. Необходимо по основным принципиальным вопросам, касающимся прав человека и защиты свобод, демократических ценностей, сектору НПО всегда заявлять о своей позиции.

Для того, чтобы межсекторное взаимодействие стало системным и стабильным, необходимо, чтобы представители секторов выстраивали доверие друг к другу, определили, какие ценности они разделяют, понимали - для чего они существуют, что же они хотят друг от друга, в какой стране хотят жить.

НПО сектор должен активно участвовать в разработке видения развития страны, принимать активное участие в формирование стратегии государства.

Рекомендации:

· популяризация знаний об НПО секторе - на всех уровнях системы образования страны;

· расширение получателей услуг НПО во всех секторах;

· усиленный обмен инновационными технологиями в решении различных проблем;

· стабильные и эффективные коммуникации;

· использование и вовлечение в дискуссии экспертного сообщества;

· общественный контроль над государственным бюджетом и госдолгом страны;

· совместная борьба с коррупцией на всех уровнях и сферах;

стремление к профессионализму в своих рядах (стандарты качества услуг, соответствие кодексам, нормам, этики) и активное требование того же от госструктур (судебные процессы, информационные компании)

продвижение закона о социальном заказе, который будет способствовать институционализации и устойчивости НПО, эффективности госаппарата, сокращении расходов на реализацию социальных проектов благодаря конкуренции между подрядчиками за социальный заказ.

Посредническая роль сектора НПО по значимым вопросам

- Политизация НПО. Сектор НПО обязан активно продвигать свои позиции и участвовать в общественно-политических дискуссиях. НПО не стремится к власти, а выполняет задачу сектора формировать общественную политику и продвигать гражданские интересы. В то же время, сектор не должен допустить использования его позиций политическими силами в их интересах. Для этого, сектор НПО должен вырабатывать четкие позиции относительно актуальных общественно- политических проблем и информировать общественность о своем мнении.

При подготовке Общенационального Форума во второй половине мая во всех регионах Кыргызстана были проведены 9 региональных форумов НПО, в работе которых приняло участие более 350 гражданских лидеров.

Целью проведения региональных форумов было обсуждение вопросов проблем развития НПО, как внутреннего свойства, так и в контексте отношений с органами власти;

- перспектив развития НПО, какие цели они должны преследовать;

- необходимость обсуждения свода правил, этического Кодекса, ценностей, принципов, стандартов,

- а также анализировалась роль и место НПО в целом в условиях современного Кыргызстана.


E-mail:
Пароль:
Зарегистрироваться?
Забыли пароль?


НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ...

Доклад "Первый год применения нового российского законодательства об НКО: проблемы и рекомендации по изменениям"

Подробнее...
Все о финансах, налогах, отчетности и устойчивости в НКО

Заключительный отчет по проекту : «Внедрение принципов предгрантового аудита в практику государственных грантовых программ»

Как вам наш сайт?
Отличный проект
Неважный
Мне не нравится

Посмотреть результат >>>
При поддержке:
Разработка
ESMO Art , 2007-2008 (c)